суббота, 3 января 2009 г.

Наше «ноу-хау»

На Харьковском электротехническом заводе «Укрэлектромаш» приступили к разработке и освоению вентильных индукционных реактивных двигателей (ВИРД).

Как рассказал заместитель технического ди-
ректора УПЭК по промышленной электронике
Вадим ДЕЛЕГАЧ, подобные двигатели, осно-
ванные на SR-технологии (switched reluctance
technology), более экономичны, просты и надеж-
ны, чем аналогичные им модели асинхронных и
синхронных двигателей с частотными преобразо-
вателями: это следующий шаг в технологическом
развитии. ВИРД разрабатываются некоторыми
западными фирмами, но применяются только
для своей продукции — широкого применения
эта технология еще не получила.

ВИРД характеризуется широким диапазоном
частот вращения: от единиц до сотен тысяч обо-
ротов в минуту. Обладает высоким КПД (90% и
более) во всем диапазоне значений скорости.
При этом функция управления реализована не-
посредственно в электронном коммутаторе вен-
тильного реактивного электродвигателя.
Вентильно-индукционные приводы находят
применение во всех отраслях промышленно-
сти, от бытовой техники до мощных промыш-
ленных двигателей – везде, где необходим
управляемый привод.

По словам Вадима Делегача, эти устройства
эффективно работают и в качестве генераторов.
ВИР-генераторы обладают повышенным КПД
(более 83%), имеют втрое большую мощность
при тех же габаритах и многократно больший
срок службы. Одним из перспективных направ-
лений использования ВИР-генераторов являет-
ся их применение в большегрузных автомоби-
лях, тракторах, автобусах, ж/д и т.д.
Научно-конструкторские работы основывают-
ся на уникальной разработке авторского коллек-
тива сотрудников предприятия – универсальной
методике расчета технических параметров ВИРД
при заданных потребительских параметрах.
Сейчас на ХЭЛЗ создан опытный образец, ведут-
ся научно-исследовательские и конструкторские
работы по созданию модели ВИРД, которая, соглас-
но предварительным расчетам, будет потреблять на
30% меньше электроэнергии, чем применяющиеся
сейчас в промышленности модели двигателей.

О рыночных перспективах новой разработ-
ки рассказал и.о. генерального директора ХЭЛЗ
Александр ЧКАЛОВ: «Мы сейчас производим
то, что делают многие предприятия. Поэтому
надо предлагать новый продукт. ВИРД – вещь, в
общем, уникальная, с которой можно выйти на
западные рынки. Рынок СНГ малоплатежеспосо-
бен, и емкость его по двигателям с частотными
преобразователями пока невелика. А на Западе
это уже стандарт – любая техника, где нужно из-
менение частоты вращения, оснащается ими. И
так как ВИРД экономичнее и лучше, то он имеет
очень большие перспективы. ХЭЛЗ – единствен-
ное крупное предприятие в Украине, которое в
состоянии в короткие сроки разработать и вне-
дрить ВИРД в массовое производство».

Комментариев нет: